Название третьего месяца года - март - пришло в русский язык от византийцев. В старину этот месяц назывался «сухым» и «березозолом», а первый день марта - «новичком», потому что вплоть до начала XV в. март был первым месяцем года.
Март связан в народном сознании прежде всего с неделей Широкой Масленицы, считающейся самым веселым, разгульным праздником. В природе уже чувствуется приближение тепла, солнце пригревает по-весеннему, и в это время первых оттепелей русский народ празднует беспутную-«соромную» неделю, предшествующую Великому посту. Праздник связан с весенним возрождением к жизни светлой богини плодородия - веселой красавицы Лады, которая отправлялась на поиски усыпленного зимой-Мораной
своего возлюбленного Леля - бога месяца мая. Лада шла, окруженная многочисленными веселыми, добрыми и проказливыми спутниками полубожественного, полусмертного происхождения, а злую зиму-Морану сопровождали духи тьмы, холода и бед.[кратко]
Красавица Лада и стала Масленицей, справляющей языческую тризну по умирающей зиме и всем «прежде почившим». Вся Масленичная неделя связана с поминовением родителей, что выражается в обычае печь блины, являвшиеся необходимой принадлежностью поминок. «Первая оттепель - вздохнули родители», - говорилось в старину. Первый испеченный масленый блин клали на окошко - для родителей, приговаривая при этом: «Честные наши родители! Вот для вашей душки блинок!»
На Масленицу издавна существовала традиция строить из снега и льда снеговиков, возводить снежные крепости, кататься на санках с гор.
В первый день Масленицы - понедельник - встречали праздник. Масленицу, наряженную и разукрашенную лентами и тряпками, возили по деревне, снаряжая целый поезд из саней.
Вторник назывался «заигрышами» - народ играл и веселился, развлекаемый бродячими скоморохами. Специально возведенные «снежные городки» брались приступом, а иногда устраивались и кулачные бои «стенка на стенку», что доставляло удовольствие и зрителям, и даже самим участникам.
В масленичную среду - «лакомку» начиналось великое объедение, а в четверг все съеденное «запивалось», шел самый широкий разгульный день, который назывался «разгуляй-четверг» или «широкий четверг».
Пятница называлась «тещины вечерки» - в этот день зятьям полагалось навещать тещ. Суббота считалась «золовкиными посиделками» (невестки приглашали к себе золовок). Оба эти дня в народе посвящены хождению по родне.
Но - «не все коту Масленица» - наступало воскресенье, последний день Масленицы, имевший несколько названий: «проводы», «прощание», «прощеный день». На проводах сжигалось чучело зимы-Мораны. После народ расходился по домам, и начиналось «прощанье» - обряд, сохранившийся и до нашего времени. Просили прощения и прощали других родные, знакомые, первые встречные. Обряд этот связан и с христианской традицией, известной с ХVII столетия - Прощеным воскресеньем. В «прощеный день» справлялись и поминки по родителям, которых не забывали всю праздничную неделю. Для тех, кто не успевал нагуляться за неделю, существовала «немецкая масленица». Так говорят в народе об опохмеляющихся в чистый понедельник. «Широка река Маслена, затопила и Великий пост!» - говорилось о тех, кто доедал в первый постный день оставшиеся после праздника кушанья и «полоскал рот» недопитым вином.
По народным приметам, если в воскресенье перед началом Масленичной недели будет ненастье, то летом можно ждать большого урожая грибов.
После дня святого Федора-Тирона, с именем которого на Руси связано множество сказаний о его подвигах, наступают «Тимофеи-весновеи» (21 февраля по старому стилю, 6 марта - по новому), а 12 марта - день Прокопа-дорогорушителя. 13 марта празднуется Василий-капельник (28 февраля по старому стилю).
14 марта - день, посвященный памяти святой Евдокии, называется «Евдокеей-плющихой». Снежные сугробы уже начинают подтаивать: «Авдотья-плющиха снег плющит», - говорят в народе. По народным приметам, если на Евдокею идет дождь или снег - лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето. С Евдокеи молодежь начинает кликать весну, ждать ее прихода.
С Евдокеи снег, по старинному поверью, приобретает целительную силу. Старухи-знахарки собирают его в специальных местах на пригорках и помещают в тщательно охраняемые от постороннего глаза кувшины, чтобы после поить этой талой водой всех больных. Считается, что талая вода излечивает от многих болезней.
Но страшнее, чем телесный недуг, считался на Руси недуг душевный. От человеческой злобы и проклятий, по народному поверью, появлялись на свет злые духи - кикиморы. И единственным днем в году, в который кикимору можно было изгнать из дому, считался Герасим-грачевник, 17 марта.
В этот день прилетали не только грачи из теплых стран, но поселялись в человеческом жилье кикиморы - духи, витающие в воздухе, мстительные и злобные, подобно древнегреческим фуриям. Эти демоны мщения вымещают на людях свои обиды за то, что когда-то, еще до рождения, были прокляты своими родителями. Нерожденное дитя уносилось злыми духами «за тридевять земель в тридесятое царство», где нарекалось «кикиморой» и жило «у волшебника в каменных горах» до семилетнего возраста. Обучившись колдовству, кикимора начинает вредить людям, хотя сама она мала и убога - «тонешенька, чернешенька, голова у нее малым-малешенька, с наперсток». Но зато она далеко видит, быстро бегает по земле и не стареет целый век. Если такая нежить поселяется в доме, за печкой, то постепенно выживает из дому хозяев. Выпроводить ее может только знахарь, и только на Герасима-грачевника.
За Грачевником приходят Сороки - 22 марта, день памяти сорока севастийских мучеников, которые предвещают сорок утренников (морозов). Если сорок утренников пройдут подряд, лето будет хорошее: теплое, с дождями.
В это время, по народным приметам, из теплых стран прилетают жаворонки. На 22-й день марта приходится вторая встреча весны. В этот день зима кончается, на равноденствие день и ночь уравниваются по долготе. Весну встречают «жаворонками», которых пекут из теста и обмазывают медом или патокой, а потом «выпускают на волю», то есть съедают.
С 25 марта (днем Григория, папы римского) связана в народе примета о тумане. Если утром на «Григория» туман - можно ожидать большого урожая конопли и белого льна. В этот день принято разбрасывать по двору несколько горстей конопляного и льняного семени - на корм птицам.
За Григорием Римским приходит «Алексей с гор вода» - 30 марта. С этого дня весна уже окончательно вступает в свои права и изгоняет зиму с земли. Солнце греет ярче, и начинают появляться проталины, а лед на реке вздымается и синеет - вскоре должен начаться ледоход. 1 апреля на Дарью-пролубницу обламываются берега у прорубей, лед подтаивает и становится некрепок. Заканчивается первый месяц весны - март, и наступает апрель.
|