Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цветень» и считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось, что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае - спокаешься, всю жизнь промаешься». Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали
особые приметы и обычаи.
В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.[кратко]
Первый день третьего весеннего месяца - 1 мая - отмечается как праздник. Однако эта традиция началась не с празднования Международного дня солидарности трудящихся, а гораздо раньше: в петровские времена. В Москве на Немецкой слободе в этот день устанавливали для торговли «немецкие столы» и разбивали «немецкие станы». Позже горожане переняли эту традицию: 1 мая стал «народно-городским» праздником для мещан, посадских, купцов.
2 мая - день преподобных Трифона и Никифора, а на следующий день - 3 мая, - по старинному обычаю, принято было «окликать родителей». На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их. И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!»
На следующий день после окликания родителей, в день святого мученика Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу, которая пыталась вернуть холода на землю.
Тепло было необходимо огородникам: ведь 5 мая, в день святого апостола Луки, советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи недуг!» - говорили о нем и добавляли: «Лук - татарин: как снег сошел, так он и тут!» В этой пословице, скорее всего, отражена народная память о весенних набегах крымских и ногайских татар, которые появлялись со стороны степи вместе с первой травой. От этих набегов охраняли русскую землю запорожские казачьи конные караулы, ставившиеся по всем рубежам России.
Следующий день посвящен памяти великомученика Георгия Победоносца - Егорий (Юрий) весенний (в отличие от ноябрьского Юрьева дня) празднуется 6 мая. На Егория существовало множество обычаев. Например, у молодежи в этот день принято было выбирать самого красивого парня - «Зеленого Егора» - и обвешивать его зелеными венками, а на голову класть большой пирог, украшенный цветами. После чего, совершив обход по деревне и полям, мододые люди разводили костер, усаживались вокруг него и с песнями начинали делить пирог. Та из девушек, которой досталось в пироге больше начинки, осенью должна выйти замуж.
В Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме барашков. В Литве у входов в церкви продают маленыше фигурки лошадей, коров и овец из воска или специального теста.
После Саевина дня - 7 мая - отмечают день памяти святого евангелиста Марка (8 мая), с которым связан обычай ловить чижей.
11 мая (память Святых апостолов Иасона и Сосипатра), по обычаю, начинали собирать березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его называют «хмельным»: «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!» Деревенские знахарки собирают березовый сок не для лакомства, а для лечения. Особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед этим, по примете, необходимо было выкупать больного в дождевой воде или еще лучше - натереть мартовским позимним снегом.
Солнечный день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать теплого ветра с полудня. Этот ветер в представлении знахарок тоже является целебным. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки выставляли ему навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоняли ветер в них, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его.
12 мая - день девяти мучеников - тоже считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в котором соединились языческие верования и христианский церковный канон.
День 13 мая отмечен в русской традиции особыми приметами. Если вечером этого дня небо будет звездным и поднимется теплый ветер - то, по подмосковной примете, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. В Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца: если небо на востоке окажется чистым и безоблачным - лето будет хорошим, если же солнце встанет в облаках - все лето будут идти дожди. В Тульской области существует поверье, что нельзя в этот день выезжать в дорогу, не умывшись водой, натаенной с мартовского снега. Весной с первыми оттепелями, по преданию, начинают бродить па земле всякие болезни, и единственное средство от них - мартовский снег: «Боятся болезни его, как соль - воды, воск - огня».
14 мая - в день святого пророка Иеремии - высевали овес, приговаривая при этом: «Овес сея, проси Еремея». Сеяли только в теплую погоду и перед этим проверяли почву: клали обе руки на землю, чтобы определить, достаточно ли она прогрелась.
15 мая называли «соловьиным днем»: считалось, что в этот день запевают соловьи. В середине мая птицеловы специально отправлялись в лес ставить тенета на птиц. Если соловьи запевали вовремя, в «свой» день - лето ожидали солнечным и сухим. «По соловьям и погода», - говорили в народе.
Следующие несколько майских дней специально отводились под работы в поле, на огороде. 18 мая - в день Арины-рассадницы - и накануне, 17 мая, высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега будущего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик крапивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капусту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика».
19 мая - на Дениса-горошника - высевали горох, а на следующий день - 20 мая, на Арсения-пшешчника, - в степных областях засевали пшеницу. В этот день принято было печь пшеничные пироги и кормить ими всех знакомых и даже незнакомых, прохожих, помня старинную присказку: «Прохожий - человек Божий».
Никола вешний (весенний) - отмечался 22 мая. Отмечавшие этот праздник вспоминали и второй Николин день - Николу зимнего (19 декабря), связывая их в пословице: «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный». На Николу вешнего в деревне впервые выгоняли коней в ночное.
С каждым следующим днем - 23 мая (Симона Зилота), 24 мая (Мокея), 25 (Епи-фана) связаны свои приметы. Но особенно выделяется 26 мая - Лукерьи-комарницы. Считается, что в этот день с теплым ветром прилетают комары. На следующий, Сидоров день (27 мая) холодный ветер уходит на север до зимы, и вместе с ним уходит и последний, самый тяжелый весенний месяц - наступает лето.
|