ЖАВОРОНОК
Если хочешь узнать, о чем поет жаворонок, ляг на спину в поле и прислушайся. (Шотландия и Север Англии).
Жаворонок поет красивее, если ослепить его раскаленной иглой. (Повсеместно).
Тысячи жаворонков пали жертвой этого варварского обычая. Их ловили, ослепляли и продавали в тесных клетках по всей Англии, как и многих других певчих птиц. Закон, который запретил ловить диких птиц и держать их в клетках, положил конец этому обычаю - и этому суеверию.В русских деревнях прилет жаворонков знаменовал собой приход весны: считалось, что эти птички приносили ее на своих крыльях. "Когда накануне весны снег еще лежит и не показались проталины, но уже прилетят жаворонки и запоют сверху, то это самый верный признак, что скоро откроется весна; на третьи сутки будет водопол".Наблюдательный крестьянский ум, не оставляющий без внимания ни одного сколько-нибудь примечательного явления окружающей действительности, не мог не заметить необычного поведения жаворонка во время пения: птичка то взмывает ввысь, то камнем "падает" на землю. "По народному представлению, летит жаворонок кверху гордо и небрежно; но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении падает вниз.Песни жаворонка толкуются таким образом:1-я песня.Повышение:Палячу на нёбу, на нёбу,Схвачу Бога за ббрыду, ббрыду...Понижение:А Бох минеКиим,Киим...Тры, тры, тры!...(Звук ударов Божия кия по жаворонку).2-я песня.Повышение:Палячу БогаКиим бить,Киим бить.Понижение:Кий ураниу,Кий ураниу...Тры, тры, тры!...Жаворонкам посвящался особый день - 22 марта, день Свв. Сорока мучеников Севастийских. Народная фантазия, переиначив церковное название праздника, дала этому дню более близкое, "птичье" имя - "Сороки". "В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них -жаворонок. "Бывает, - уверяют опытные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет" .Еще до 50-х годов нашего столетия Сороки повсеместно в русских деревнях были "детским праздником". Приведенное ниже описание свидетельствует о том, с каким радостным нетерпением ожидали дети прихода весны и с какой непосредственностью старались своими песнями-закличками ускорить прилет жаворонков."Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:"Жаворонки, прилетите,Студену зиму унесите,Теплу весну принесите:Зима нам надоела,Весь хлеб у нас поела!"В некоторых местах (напр[имер], в Орловской губ.) эта детская песня заменяется другой:"Уж вы, кулички-жаворонки,Солетайтеся, сокликайтеся.Весна-красна, на чем пришла?На сошечке, на бороночке,На лошадиной голове,На овсяном снопочку,На ржаном колосочку,На пшеничном зернышку-у-у".Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был". Так протекает этот прекрасный детский праздник в Орловской губ. В Пензенской же жаворонки пекутся и для взрослых, которые по этим птичкам гадают. Прежде чем посадить жаворонков & печь, закладывают в каждого какую-нибудь вещицу; кольцо, щепку, копейку. Каждая из этих вещей имеет символическое значение: кольцо, например], обозначает свадьбу, щепка - гроб, копейка - деньги и т. д. Но в других губерниях взрослые предоставляют жаворонков в исключительное распоряжение детей, сами же занимаются более гаданиями о будущем урожае, стараясь по погоде, какая была на "сброки", определить погоду весны и лета. Если, напр[имер] на "сброки" было морозное утро - то, значит, жди весной сорок "утренников".
|