ЗАМКИ
Если в доме закрыты замки или задвижки, душе умирающего нелегко будет покинуть тело. (Повсеместно).
Вот еще одно суеверие XVIII - XIX вв., которое до сих пор встречается кое-где в сельских районах Британии. В XIX в. повсеместно бытовал обычай открывать все двери в доме умирающего, чтобы облегчить борьбу между жизнью и смертью и позволить душе отойти без помех.Почти во всех областях Британии считалось, что человек не сможет умереть до тех пор, пока в доме заперт какой-нибудь замок или засов. Соответственно этому суеверию существовал обычай открывать все замки и задвижки. В "The Times" от 4 сентября
1863 г. помещена заметка о весьма показательном случае с больным ребенком, который произошел в Тонтоне. Ребенок умирал от скарлатины; корреспондент сообщает, что "собравшийся в связи с этим женский совет, решил, что ему не суждено выжить, а посему, следует помочь ему отойти с миром. Для этой цели в доме открыли все двери и окна, ящики и сундуки, а также вынули все ключи из замочных скважин, поскольку здесь считается, что это обеспечивает умирающему быстрый и легкий переход в вечность. Однако ребенок отказался
от этой помощи и выздоровел". Упоминание об этом поверье есть в "Гае Меннеринге" (глава 27): "Распространенное убеждение, будто борьба между жизнью и смертью затягивается, если в комнате закрыты двери, все еще разделяется многими суеверными стариками в Шотландии".То же самое суеверие существует и во Франции. И китайцы тоже пробивают дыру в кровле своих жилищ, чтобы душа легче расставалась с телом.Существовало мнение, что владыка чистилища хватает душу, уходящую из тела, и протягивает
ее между створками всех закрытых дверей. Таким образом, ущемляемая и стискиваемая душа подвергается жестоким мучениям, и каждая открытая дверь облегчает ее участь. Вплоть до начала нынешнего века немецкие крестьяне старались никогда не хлопать дверями, чтобы не прищемить чью-нибудь душу.Похожая теория лежит в основе действий конголезских негров, когда они не подметают в доме умершего целый год после его смерти, поскольку пыль может содержать тонкую субстанцию улетевшей души или духа.Что это суеверие и сегодня
гнездится в умах многих людей, воспитанных в селе в отдаленных уголках страны, мы узнали в конце 1945 г. от одной нашей юной корреспондентки. Девочка (в то время ей было 13 лет) спрашивала нас, почему в тот день, когда умирала ее тетка, все двери в доме были распахнуты настежь (несмотря на зимнюю стужу); а все замки (даже в серванте) - открыты. Она писала, что спросила об этом свою мать, и та ответила ей, что так нужно поступать всегда, но не дала никаких других объяснений. Эта девочка жила в маленькой деревне
на севере Шотландии. В русской народной традиции к отпиранию замков прибегали в случаях затяжных, трудных родов (см. РОДЫ). Отпирание замков как магический способ облегчения кончины был известен не столь широко. Чаще в подобных случаях практиковали развязывание узлов, приподнимание крыши, половиц и т. д. "Расстегивая ворот рубахи и развязывая все узлы на тяжелобольном, крестьяне стремились не только облегчить ему дыхание, но и освободить путь душе, покидающей тело. В районе деревень Вегорукса и Ламбасручей
[Заонежье] облегчали кончину, раздирая одним рывком нательную рубаху умирающему или вырывая из нее клок материи" . Также "облегчить наступление смерти заонежане пытались приподниманием на вершок третьей от восточной стены половицы избы либо половицы-"ходалы", т. е. той, по которой чаще всего ходят. В Великой Губе поднятие половиц в избе заменяли приподниманием трех потолочных досок или третьей доски пола в восточном углу сарая. Те же магические цели преследовал обряд приподнятия шелома над
крышей. В Типиницах и Тамбицах он дополнялся выметанием из-под крыши жилища и сарая всех птичьих гнезд. Последнее делалось из опасений, что птицы унесут вместе с душой умершего еще одну или несколько душ обитателей дома" .Русские народные заговоры от различных болезней нередко заканчиваются формулой "замкам не отмыкаться" (см., например, заговор от укуса бешеной собаки в статье БЕШЕНСТВО) или мотивом выбрасывания в море-океан ключа от замка, что должно символизировать "крепость" ("нерушимость")
"тайного" слова.В заговорах и магических действиях замок может упоминаться не только метафорически. Например, "суеверные старухи кладут под порог перед приходом от венца молодых незапертые замки, а потом, когда те перешагнут, защелкивают их, ключ же бросают в воду или в колодезь с тем убеждением, чтобы мужу с женою жить согласно. То же делают при первом приезде жениха в дом невесты, чтобы свадьба была успешнее и выгодный жених не отказался".Особо опасной ("крепкой") считается и порча,
сделанная "на замке".
|