ИЛЬИН ДЕНЬ (2 АВГУСТА)
Св. Илья пророк в пантеоне русских Святых занимает одно из самых почетных мест. Народное мировоззрение наделило Святого грозным и решительным характером. В поверьях и легендах он предстает как непобедимый воин, мчащийся "по небу на огненной колеснице" и мечущий стрелы-молнии в убегающих бесов. В подчинении у Ильи пророка находятся грозы, он "словом дождь держит и низводит" .Народное сознание видело в неистовых потоках дождя, в ослепительных вспышках молний и оглушительных раскатах грома
полную драматизма борьбу Св. Ильи пророка с бесчисленными полчищами нечистых духов, которых он "разит на смерть" своими огненными стрелами. "Трусливые бесы в неописуемом смятении мечутся по земле, отыскивая себе надежные места для защиты. Обыкновенно скрываются они в жилых и нежилых строениях, вскакивая через открытые двери и окна и влетая через печные трубы и всякого рода отверстия. Столь же нередко спешат они укрыться в густой хвое, в тени развесистых листьев деревьев, за всяким подходящим прикрытием.
В числе последних самыми надежными, вполне безопасными, считаются в блудливом бесовском сонме живые люди, застигнутые под открытым небом на лошади или в телеге, так как небесная огненная стрела находит виноватого всюду и разит без разбора, убивая из-за бесов и людей (бесы вполне безопасны от ударов молнии лишь в чистом поле на межах). Илья, впрочем, знает невинность того человека, которого избрал дьявол себе для защиты, и жалеет Божье создание, хотя в то же время твердо убежден, что все равно тот человек, в которого
успел вселиться дьявол, погиб бы, так как злодей не покинет своей жертвы уже во всю жизнь и, рано или поздно, заставит потонуть или повеситься. Илья - усердный Божий помощник в борьбе с нечистой силой - не только не враг человеческому роду, но радетель и старатель за православный люд; убивает он избранного как случайную жертву, в уверенности, что Бог милует и приемлет таких несчастных, удостаивая их Царства Небесного, так как они явно сослужили полезную службу людям своей смертью, которая, вместе с тем, вызвала
одновременно и смерть злого духа. Вот почему, для заграждения себя от дьявола, кроме общепринятого обычая крестить рот при зевоте, издревле установилось благочестивое правило налагать на себя крестное знамение и при всякой вспышке молнии со словами самой простой молитвы: "Свят, свят, свят"."В некоторых местах предупредительные меры принимаются даже накануне Ильина дня. Так, в Никольске (Вологодской губ.) крестьяне еще с вечера окуривают свой дом ладаном, а все светлые предметы, вроде самовара,
зеркальца и тому подобных, или закрывают полотном или же вовсе выносят из избы на том основании, что будто бы пророк Илья считает такие предметы предосудительной роскошью, неприличной в крестьянском быту. В Вятской губ. пророка Илию умилостивляют дарами: крестьяне в этот день приносят в церковь "под свято" ногу барана, пчелиного меду, пива, колосьев свежей ржи и зеленого гороху. Но по вопросу о том, что из этих предметов всего более угодно Илье, происходит разногласие. Одни стоят за пчелиный мед, другие
указывают преимущество баранины. На этот счет в Орловском у. Вятской губ. народная фантазия создала даже целую легенду. Двое соседей заспорили между собой, что следует приносить в жертву Илье-пророку, чтобы вовремя были дожди. Один из них, занимавшийся овцеводством, доказывал, что в жертву - или, как говорят в деревнях, "под свято" - следует приносить овец, а другой, водивший пчел, спорил, что дары следует приносить от пчел. Долго спорили соседи и, наконец, подрались. А подравшись, пошли к бурмистру
судиться и рассказали ему о предмете спора. Бурмистр вызывал их на суд по несколько раз, и каждый раз спорящие, желая привлечь его на свою сторону, приносили ему - один баранов, другой меду. Наконец, бурмистр собрал народ, начал судить и сказал: "Вот, миряне, собрал я вас на совет: эти два человека спорили о том, что следует приносить Илье-пророку "под свято": один говорит, от овцы свято, а другой говорит, от пчелы свято, а так как у меня с обоих взято, то пусть и будет от овцы свято и от пчелы
свято"."Огненная" природа Св. Ильи проявляется в ряде примет:"Ильин день дождь - будет мало пожаров; ведро - много". "Ильинская пятница без дождя - пожаров много". "На Ильин день где-нибудь от грозы загорается" .Соответственно Ильин день в русской народной традиции - один из самых "строгих" праздников. В этот день "даже пустая работа считается великим грехом и может навлечь гнев Ильи" . "На Ильин день стогов не мечут, а то спалит грозой".
"На Ильин день в поле не работают". "На Ильин день скота не выгоняют в поле, боясь грозы или гадов, которым в этот день дана воля". "На Ильин день собак и кошек не пускают в избу" . "Суеверные наши поселяне уверены, что в сей день звери и гады выходят из своих нор и бродят по лугам и лесам. Скотина, выпущенная на луг, бывает растерзана зверями или ужалена змеями. Они думают, что нечистые духи поселяются тогда в зверей и гадов, мстят домашнему скоту и людям и что только один
гром в состоянии разогнать этих врагов" .Вместе с тем в народном календаре Ильин день связан с идеей обновления жизненного цикла, физического и духовного очищения, исцеления от болезней. Так, "в Тульской губернии, в Шенкурском и Вольском округах пекут из новой ржи хлеб и приносят для благословения в церковь. В старину без благословения священника никто не дотрагивался до новины. В Новгородской и Тульской губерниях поселяне устраивают себе постели из новой соломы, о которой они говорят: "Ильинская
соломка - деревенская перинка" . "Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора и болезней" .Противоречивое осмысление Ильина дня, возможно, объясняется тем, что этот праздник "пограничный" - между летом и осенью:"Илья лето кончает, жито зажинает"."На Илью до обеда - лето, после обеда- осень"."До Ильина дня тучи по ветру идут, а после Ильина дня - против"."До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит"."До Ильина дня и
под кустом сушит, а после Ильина и на кусту не сохнет"."До Ильи дождь - в закром; после Ильи- из закрома"."Муха кусает до Ильина дня - питается, а после Ильина - запасается"."На Ильин день олень копыто обмочил, вода холодна ", поэтому с Ильина дня купаться - грех. В Пошехонском уезде Ярославской губернии "так объясняют причину охлаждения речных вод: "Илья пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая попадет в воду, и вода
сразу холодеет" .
|