ПОРОГ
Если вылить горячую воду на порог зала, из которого новобрачные вышли после венчания, то следующую свадьбу надо сыграть, пока вода не высохла. (Йоркшир).
Автор письма в "The Athenaeum" от 16 ноября 1867 г. описал второй обычай следующим образом:"На другой день свадьбы в Холдернесе, где подружкой невесты была моя внучка, была произведена церемония, невиданная мной доселе. Как только невеста и жених покинули дом и вслед им было брошено обычное количество старой обуви, вперед выбежали молодые люди с полными чайниками кипятка и облили церковные ступени так, что следующая свадебная процессия могла добраться до церкви разве что вплавь. Как мне сказали,
этот фольклорный обычай называется "подогреть порог для следующей невесты".См. также НЕВЕСТА.В русской традиции с порогом связано множество суеверий, распространенных как в деревенской, так и в городской среде, вплоть до наших дней: "Гостя встречай за порогом и пускай наперед себя через порог. Через порог не здороваются. Через порог руки не подают. В притолоку молитву заделывают, под порог заговоры кладут... На пороге не стоят. Купцы на пороге в лавке не стоят (покупателей отгонишь). Через порог
ничего не принимать - будет ссора" .Священное отношение к порогу широко распространено у многих азиатских народов. "Если мы обратимся к первым временам господства монголов и татар, то увидим, что у этих народов порог жилища, т. е. юрты, имел особенное, какое-то мистическое значение: ступать на порог не дозволялось безнаказанно никому ни в каком случае, даже нечаянно; а за нарушение неприкосновенности порога ханского шатра полагалась смертная казнь". Объяснение запрета касаться порога (стоять, наступать,
спотыкаться и проч.) отчасти можно найти в фольклоре других тюркских народов. Согласно представлениям киргиз-казаков, "счастье и благополучие направляются в юрту, как река течет по руслу, и через порог вливаются в жилище. Потревожив порог, можно перебить, прервать русло, и счастье потечет мимо юрты". Возможно, поверья и запреты, связанные с порогом, были заимствованы русскими во времена монголо-татарского нашествия. До сих пор в русских деревнях повсеместно распространено шуточное поверье, что если
девушка плохо моет (метет) порог, то у нее будет рябой муж (см. ПОДМЕТАНИЕ), что, конечно, также можно считать несчастьем.Английский обычай мыть порог дома после свадьбы имеет аналог и в русской свадебной обрядности. Правда, в России после того, как невеста уезжала венчаться, в ее доме мыли полы, а не порог. Делалось это для того, чтобы невеста не вернулась к родителям (в традиционной крестьянской семье жена уходила жить в дом мужа). (Кстати, тот же обычай -мыть полы - соблюдался и во время похоронного обряда,
после выноса тела покойного (см. ПОХОРОНЫ)). По всей вероятности, английское и русское обрядовые действия имеют одно и то же значение - предотвратить возвращение невесты (см. ВОЗВРАЩЕНИЕ), тем более, что английский обычай имел место только в тех случаях, "если невеста собирается провести медовый месяц в доме своего супруга". Прикрепленность данного магического действия к порогу (а не к полу), возможно, - явление стадиально более позднее, заместившее какое-то иное ритуальное действие. Английское поверье
относительно "смывания следов" невесты отличается по смыслу от обычая договариваться о новой свадьбе или венчаться, пока не высохла вода на пороге. В последнем обрядовом действии удивительным образом сохранился отголосок архаичного представления о счастье, которое через порог вливается в дом, подобно реке.
Если невеста собирается провести медовый месяц в доме своего супруга, порог дома ее родителей следует вымыть с мылом и щеткой, чтобы стереть следы ее ног, иначе супружеству угрожает беда. (У этого ритуала есть еще одна причина, не имеющая ничего общего с суеверием, - показать друзьям и соседям, что девушка больше не живет в родительском доме и переехала в новый дом).
Если после того, как невеста покинула дом своих родителей, порог облить кипятком, то, пока вода не высохла, можно договариваться о новой свадьбе. (Йоркшир и Север).
|