РЫБАЛКА НА МОРЕ
Встретить священника по дороге на рыбалку - не к добру. (Мэн).
Если в сезон лова сельдей на берегу произошла драка и была пролита кровь, косяк уйдет от берега и не вернется до конца сезона. (Шотландия).
Последнее суеверие использовалось, чтобы объяснить причину исчезновения сельдей из залива Мари - Ферт в царствование королевы Анны. Говорили, что здесь была жестокая битва, и в море попала кровь.Еще одно шотландское поверье утверждает, что сельдь уходит от того берега, где было совершено самоубийство. Когда сельдь ушла от побережья Лох Каррон, люди решили, что причиной тому двое мужчин, якобы утопившиеся в здешних местах. После того, как сельдь не появлялась несколько лет, местные рыбаки разожгли костры на том
месте, где были найдены трупы, как жертву для умиротворения сельдей. Удивительно, но спустя 12 месяцев сельдь вернулась к этому берегу.Что же касается несчастья, которое якобы должно случиться с рыбаком, встретившим по дороге на рыбалку женщину в белом фартуке (см. ФАРТУК), то в Коккензи, одной из низин Шотландии, незнакомый человек, который скажет рыбаку "доброе утро" по пути на рыбалку, заставляет рыбака вернуться домой. Такое приветствие считается самым дурным предзнаменованием.В тех же местах считалось,
что любой человек, пересекающий дорогу рыбаку по пути на рыбалку, намерен "испортить" ее. Поэтому, достигнув места, где этот человек перешел дорогу, рыбак должен был вынуть нож и начертить на земле крест со словами "twell oto see-die", а потом плюнуть на это место. Крест был противоядием от предстоявшего зла, а плевок - знаком презрения к недоброжелателю.Еще одно суеверие, некогда популярное и в рыбацких поселках Шотландии, и на острове Мэн, заключалось в том, что рыбакам, выйдя в море, некоторые
вещи нельзя было называть теми именами, которыми они называются на суше. Этот обычай был особенно популярен у шотландских горцев.Например, церковь, которую на берегу называли "kirk", в море следовало называть "колокольным домом" ("the bell noose"), а священника - "человеком в черном" ("the man wi the black quyite").Однако на берегах далекой Малайзии местные жители тоже избегают произносить "сухопутные" названия в море. Странно, не правда ли?Суровое мэнское
суеверие утверждало, что рыбачьи лодки должны всегда выходить в море только на рассвете. Если какая-то лодка лежала в гавани вверх дном, то переворачивать ее тоже можно было только на рассвете. Считалось, что отплытие в любое другое время приносит неудачу.Мэнские рыбаки считали также, что третья лодка, выходящая в море после открытия сезона, непременно потерпит крушение. Чтобы избежать этого, после первых двух лодок выпускали несколько лодок в ряд, чтобы ни одну из них нельзя было назвать третьей. Очевидно, этот
обычай сохраняется и по сей день.Однако наиболее суеверными были рыбаки с йоркширского побережья. Некоторые йоркширские суеверия приведены выше, но они не исчерпывают списка "чар", бытовавших в Йоркшире. Например, во многих уголках графства до сих пор считается, что, спуская на воду рыбацкий баркас, следует взять монету, положить ее под мачту и все время хранить там, чтобы обеспечить лодке удачу.Другое из здешних суеверий утверждает, что при покупке сетей непременно нужно надрезать пробковый поплавок
и вложить туда монету, иначе улов будет бедным. Очевидно, когда-то этот обычай должен был известить Нептуна, владыку глубин, что люди готовы уплатить ему за рыбу, которую они возьмут из его владений.Кроме того, если несколько ночей подряд рыба не ловилась, следовало сохранить первую рыбу, пойманную после этого, и, вернувшись домой, сжечь ее как жертву Фортуне. Это суеверие тоже родом из Йоркшира.Одной из самых благоприятных рыбацких примет считалось, если одна или несколько команд по дороге на рыбалку встретят
калеку. После этого рыбалка якобы должна была пойти наиболее удачно.Почему? Потому что калека был "блаженным убогим". Хоть об этом и ничего не сказано, но мы полагаем, что за удачу рыбаки уделяли "блаженному убогому" некую толику благодарности.Выше уже упоминалось о дурных предзнаменованиях, связанных со священником, с церковью и со свиньями, которых ни в коем случае нельзя было называть в море "сухопутными" именами. Подобное же табу распространялось и на некоторые личные имена.В
поселке Баки ни один рыбак не имел права в определенный период произносить имена Росс и Кулл. Рыбак, услышавший одно из этих имен, где бы он ни находился, должен был немедленно сплюнуть, чтобы отогнать неудачу. Когда же заходила речь о ком-либо носившем одно из этих имен, его следовало называть окольными путями, например, "тот парень, что живет там-то и там-то". Во время сезона ловли сельдей ни один Росс или Кулл не имел никаких шансов ни попасть в чью-то команду, ни набрать команду на свое судно.Нам
так и не удалось выяснить, почему именно эти имена считались столь неудачными.Традиционный рыбный промысел и в России сопровождался многочисленными обрядовыми действиями, которые, согласно народным представлениям, должны были обеспечить богатый улов рыбы. Так, на Русском Севере, "чтобы удачно ловилась рыба, перед тем как опускают сети в воду, три раза произносится следующего рода заговор:"Святые апостолы, Петр и Павел, Андрей Первозванный. Верховые апостолы, первые рыболовы, помолитесь со всеми Святыми
угодниками Пресвятой Госпоже Богородице. Есть на святом престоле золотые ключи: возьмите эти ключи и отомкните ключи темный погреб рабу Божьему (имя), пригоните мелкой и крупной рыбы рабу Божьему (имя).Сети мои шелковые, яруса мои медовые, я здесь, рыба тут есть.Море святое, дно золотое, ловитесь и попадайте и меня не забывайте. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь"."Чтоб был улов рыбы, надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у христовой заутрени, и окуривать ею ловушку
рыбную, приговаривая:Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова лепки и крепки! Тем моим словам рот, зубы - замок, язык - ключь, в море брошены" ."Когда поморки отправляются "весновать" (ловить рыбу в озерах), они непременно стараются быть сытыми и иметь при себе деньги" ."Когда пойдет у человека из носа кровь, то оную кровь высуши и имей при себе, и будешь много ловить рыбы" ."Хороший лов рыбы, к урожаю хлеба.Рыба не клюет - перед дождем.Живую
рыбу домой носить - не станет ловиться".Встреча со священником в русской народной традиции точно так же считалась знаком неудачи.
Если первую рыбу поймает тот, кто сидит на корме, - это не к добру. (Мэн).
Если рыбак упустит первую рыбу, которая клюнула на его крючок, рыбалка будет неудачной. (Мэн).
Если, после того, как крючок наживлен, помянуть свинью или свинство, этот крючок непременно будет оборван. (Шотландия).
Поминать имя Господа всуе, находясь в море, - к несчастью. Если это произошло, каждый из находящихся на судне должен тут же схватиться за ближайший кусок железа и некоторое время подержаться за него. (Шотландия).
|