УМИРАЮЩИЙ
Если кто-то просит умирающего не умирать, этот человек может лишиться одной или нескольких своих способностей. Таково наказание родственникам или другим близким, не желающим подчиняться Божьей воле.
Было время, когда это странное суеверие имело широкое распространение в сельских районах страны. Вот какая заметка была помещена в те времена в "Notes and Queries"."Я сказал г-ну Б.: "Бедняга X. так долго мучился. Когда я его увидел, я думал, что он умрет с минуты на минуту, но он страдал до сих пор". - "Да, - ответил г-н Б. - К превеликому стыду для его матери. Он хотел умереть, но она не давала ему умереть. Она все время была рядом с ним, не давала ему покоя и не хотела его отпускать,
а когда она, наконец, оставила его, он умер почти мгновенно".Как только появляются первые признаки агонии, рядом с постелью умирающего ставят зажженную свечу. В русских деревнях этот обычай соблюдается неукоснительно вплоть до настоящего времени. Считается, что свеча помогает человеку легче "отходить" и "отгоняет всякую нечисть", т. е. нечистую силу. (Ср. аналогичное английское поверье, приведенное в статье СВЕЧА)."Для облегчения смертной агонии стараются говорить тихо и не шуметь,
а больного закрывают чем-нибудь белым. Пока больной не умер, никто не смеет реветь (т. е. плакать, голосить и т. п.)"."Если ожидают к умирающему священника с дарами: то кладут на стол нож, для острастки смерти".В русских деревнях до сих пор очень внимательно относятся к тому, как человек умирает: "легко" или в тяжелой продолжительной агонии, - так как повсеместно распространена вера в то, что человеку, занимавшемуся колдовством (как и прочим грешникам) Господь не дает "легкой"
смерти, а земля не принимает его тело в свое лоно. Поэтому "человек, умерший в судорогах и спазмах, клал неизгладимый порок на будущую участь своего семейства". "По рассказам многих, колдуны умирают мученической смертью: мечутся во все стороны, сами себя дерут за волосы и т. п. Когда умрет человек, слывший у крестьян за колдуна, то многие крестьяне некоторое время боятся даже выйти из хаты, особенно в ночное время, потому что колдун встает из могилы и ходит. Если же этого не замечается, то говорят,
что родственник колдуна (сын, дочь и др.) будто бы ходил к священнику, который и заклял колдуна. Есть мнение, что священник будто бы ходит (если его просят) на могилу колдуна и вбивает осиновый кол в середину могилы"."Смерть, как колдуну, так равно и ведьме, приходится плоха. Одно средство для облегчения умирающего в этом случае - поднять над его постелью доску в потолке или слегу, отчего, думают, душа скорее освободится от тела колдуньи или колдуна" .
Умирающего удерживает на этом свете любовь его близких, которые не хотят с ним расставаться. (Все еще бытует в сельских районах Файфа).
|